Рыбинск Выборы 2016 А может быть, выборов не будет, потому что закон — не закон?..

30 января 2016г. бывший кандидат от партии «Единая Россия» в кандидаты на пост главы Рыбинска юрист Виктор Тупицын направил в Ярославский областной суд административное исковое заявление о признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов.  Иск был принят к производству. ДЕЛО № 3а-96/2016 ~ М-28/2016. Дело назначено к слушанию на 10.02.16г.

ОТМЕНА ВЫБОРОВ (doc)

ОТМЕНА ВЫБОРОВ (plf)

Ярославский областной суд

150003 г. Ярославль, ул. Советская,18

Администратиный истец: Тупицын Виктор Николаевич,

г. Рыбинск, ул. Волжская набережная дом 179 «а» кв. 25.

(Образование: окончил Московский юридический институт в 1992 году).

Административные ответчики: 1. Ярославская областная Дума,

г. Ярославль, Советская пл. д. 1/19.

2. Губернатор Ярославской области,

г. Ярославль, Советская пл. 1.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании нормативного правового акта не действующим полностью.

30 сентября 2014 года Ярославской областной Думой принят закон Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области». Данный закон подписан Губернатором Ярославской области 16 октября 2014 года и ему присвоен номер 59-з (далее- закон № 59-з). В соответствии с частью 2 статьи 4 названного Закона № 59-з определены муниципальные образования Ярославской области, в которых Главы муниципальных образований избираются представительным органом данного муниципального образования из своего состава. Закон опубликован в газете «Документ-регион» от 17.10.2014г. № 86.

12 декабря 2014 года Ярославской областной Думой принят закон Ярославской области «О внесении изменений в статью 4 Закона Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», в соответствии с которым часть 2 статьи 4 дополнена пунктом 33 «городской округ город Рыбинск». Указанный закон подписан Губернатором Ярославской области 25 декабря 2014 года и ему присвоен номер 79-з. Закон опубликован в газете «Документ-регион» от 26.12.2014г. № 111. После вступления в силу названного закона Главы всех муниципальных образований Ярославской области, имеющих статус городских округов, городских поселений и муниципальных районов, подлежали избранию представительными органами данных муниципальных образований из своего состава.

20 ноября 2015 года Ярославской областной Думой принят закон Ярославской области «О признании утратившими силу пункта 33 части 2 статьи 4 закон Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» и абзаца второго статьи 1 закон Ярославской области «О внесении изменений в статью 4 Закона Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области». Данный закон подписан Губернатором Ярославской области 20 ноября 2015 года и ему присвоен номер 91-з. Закон опубликован в газете «Документ-регион» от 20.11.2015 г. № 96-а. После вступления в силу 01 декабря 2015 года названного закона городской округ город Рыбинск является единственным муниципальным образованием Ярославской области из имеющих статус городских округов, городских поселений и муниципальных районов, в котором Глава муниципального образования избирается не представительным органом данного муниципального образования из своего состава.

Основанием принятие закона № 79-з являлось решение Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 27 ноября 2014 года № 21, направленное в Ярославскую областную Думу.

Обращений Муниципального Совета городского округа город Рыбинск в Ярославскую областную Думу по инициированию вопроса о принятии Закона № 91-з нет.

01 декабря 2015 года Конституционным судом Российской Федерации принято Постановление № 30-П. В соответствии с пунктом 2 резолютивной части Постановления в субъекте Российской Федерации должно быть «законодательное регулирование… нормативно закрепленных критериев, обеспечивающих возможность определения муниципальных образований, в отношении которых допускается применение в качестве безальтернативного одного из предусмотренных частями 4, 5 и 5.1 статьи 35, частями 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вариантов формирования представительного органа, избрания и места в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования, в том числе установить критерии определения тех городских поселений, в отношении которых возможно применение соответствующего безальтернативного варианта.».

В Ярославской области отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий кретирии, обосновывающие основания того, что только в городском округе город Рыбинск Глава муниципального образования избирается не представительным органом данного муниципального образования из своего состава.

Оспариваемым нормативным правовым актом является закон Ярославской области от 20 ноября 2015 года «О признании утратившими силу пункта 33 части 2 статьи 4 закон Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» и абзаца второго статьи 1 закон Ярославской области «О внесении изменений в статью 4 Закона Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» № 91-з. Закон опубликован в газете «Документ-регион» от 20.11.2015 г. № 96-а, вступил в силу 01 декабря 2015 года.

Я являюсь субъектом отношений, регулируемых этим законом, так как являюсь гражданином России, обладаю пассивным и активным избирательным правом и проживаю в городе Рыбинске.

«В самой Конституции Российской Федерации, предусматривающей осуществление местного самоуправления населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), нашло отражение требование об обязательности наличия на территории, в границах которой оно осуществляется, выборного (представительного) органа муниципального образования, играющего особую роль в формировании и выражении согласованной воли местного сообщества.» (стр.14 № 30-П)

Определение тех или иных способов формирования органов местного самоуправления

–поскольку этот вопрос по своему характеру относится к общим принципам организации местного самоуправления и непосредственно связан с регулированием права на местное самоуправление, включая возможные его ограничения, – составляет, по смыслу Конституции

Российской Федерации, ее статей 12, 32 (части 1 и 2), 55 (часть 3), 71 (пункт«в») и 72 (пункт «н» части 1), прерогативу федерального законодателя, тогда как законодатель субъекта Российской Федерации вправе осуществлять лишь вторичное, производное регулирование в этой сфере. Во всяком случае при этом не могут использоваться организационно-правовые средства и процедуры, которые ставили бы собственно формирование состава органа местного самоуправления или замещение муниципальной должности в зависимость от волеизъявления субъектов государственной власти,–вводимое правовое регулирование должно, в силу неоднократно выраженной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивать безусловное право населения или избранных им представительных органов местного самоуправления самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц, формировать органы местного самоуправления (постановления от 24 января 1997 года No 1-П, от 16 октября 1997 года No 14-П и от 3 ноября 1997 года No15-П; определения от 11 июня 1999 года No 105-О, от 4 ноября 1999 года No165-О, от 2 ноября 2000 года No 236-О, от 14 января 2003 года No 21-О и др.). (стр.15-16 № 30-П).

Для органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в свою очередь, одним из основных принципов деятельности является оказание содействия развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации, что соотносится с закреплением за ними комплекса полномочий, связанных с отраслевыми направлениями деятельности местного самоуправления и реализацией межмуниципальных программ (пункт 3 статьи 1 и подпункты 13, 15, 24, 29, 37, 45 и 63 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») (стр.20-21 № 30-П)

Реализация субъектами Российской Федерации закрепленных за ними в частях 4, 5 и 5.1 статьи 35, частях 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий–при наличи и

достаточно широкой свободы усмотрения–по регулированию организации муниципальной власти на соответствующей территории не предполагает,однако,возможность принятия ими произвольных решений, которые не основывались бы на вытекающих из Конституции Российской Федерации и названного Ф едерального закона общих принципах, определяющих в том числе пределы допустимого ограничения прав местного самоуправления, и ставили бы

под сомнение возможность самостоятельной и под свою ответственность публично -территориальной самоорганизации населения для удовлетворения жизненно важных потребностей по месту жительства. (стр. 22 № 30-П)

Из взаимосвязанных положений статей 72 (пункт «н» части 1), 76 (часть 2) и 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации в системном единстве с иными ее положениями следует, что законодательное регулирование вопросов организации местного самоуправления должно обеспечивать формирование органов местного самоуправления на основе отвечающих требованиям формальной определенности заранее установленных нормативных правил, с тем чтобы не допускать возникновения ситуаций, при которых соответствующие вопросы решались бы посредством принятия произвольного правоприменительного акта, а местные сообщества были бы ограничены в праве на самостоятельное определение –непосредственно или через представительство в органах местного самоуправления–наиболее предпочтительного организационного механизма муниципальной власти при отсутствии на то отвечающих конституционным требованиям законных оснований. (стр.30 № 30-П)

По смыслу вытекающих из Конституции Российской Федерации требований, предъявляемых к законодательному регулированию местного самоуправления, вводимый на региональном уровне порядок формирования органов местного самоуправления может различаться для муниципальных образований, отнесенных к соответствующим категориям на основе объективно обусловленных и формализованных в законе критериев, но должен быть, по общему правилу, одинаковым для муниципальных образований, подпадающих под одни и те же критерии. (стр.32 № 30-П)

При этом произвольные отступления от принципа юридического равенства муниципальных образований, когда местные сообщества ставятся в положение лишь объекта государственной деятельности, не согласуется с их конституционно-правовым статусом, в частности запретом произвольного ограничения прав местного самоуправления (статьи 130, 131 и 133 Конституции Российской Федерации). (стр.38 № 30-П)

Между тем законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование порядка формирования представительного органа муниципального образования и замещения

должности главы муниципального образования (его места в структуре органов местного самоуправления), не вправе вводить дифференциацию муниципальных образований применительно к конкретному варианту формирования органов местного самоуправления, не обусловленную целями, вытекающими из Конституции Российской Федерации и федеральных законов. В противном случае такое правовое регулирование–вопреки намерениям федерального законодателя–из способа обеспечения функционирования организационно-правовых связей на соответствующей территории, способствующих ее стабильному социально-экономическому развитию, трансформируется в инструмент ограничения местного самоуправления, в том числе на основании не мотивированного конституционно значимыми целями управленческого усмотрения, что непосредственно затрагивает конституционно-правовой статус муниципальных образований и основное содержание конституционного права на осуществление местного самоуправления.(стр.38 № 30-П)

В частности, законодатель субъекта Российской Федерации не лишен возможности предусмотреть применение тех или иных вариантов как безальтернативных во всех муниципальных районах, городских округах, внутригородских районах, а также во всех тех городских поселениях, которые по степени концентрации возложенных на них публичных функций и задач, имеющих по своему характеру государственное значение, сопоставимы с городскими округами, с учетом правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении.(стр.39 № 30-П)

Учитывая изложенное, полагаю, что оспариваемый закон Ярославской области от 20 ноября 2015 года № 91-з «О признании утратившими силу пункта 33 части 2 статьи 4 закон Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» и абзаца второго статьи 1 закон Ярославской области «О внесении изменений в статью 4 Закона Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» не соответствует статьям 130, 131 и 133 Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоупраления в Российской Федерации», т. к. органичивает/нарушает мое право на осуществление местного самоуправления через представительные органы (ч.1.ст.3 ФЗ № 131-ФЗ «Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.»)

Прошу суд:

признать недействующим полностью закон Ярославской области от 20 ноября 2015 года № 91-з «О признании утратившими силу пункта 33 части 2 статьи 4 закон Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» и абзаца второго статьи 1 закон Ярославской области «О внесении изменений в статью 4 Закона Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области».

Приложение: доказательства уплаты государтсвенной пошлины; копия паспорта; копия диплома о высшем юридическом образовании; копии административного искового заявления для административных ответчиков; копии законов Ярославской области № 91-з; № 79-з и 59-з; копия решения Муниципального Совета ГО г. Рыбинск от 27.11.2014 № 21 с проектом закона, заявление о применении мер предварительной защиты. У административных ответчиков все документы имеются.

В.Н.Тупицын